По-пьяне на Пьяни
2 августа 1377 года случился у русского войска эпичнейший проё... прокол, одним словом. Золотоордынское войско под предводительством Араб-шаха Музаффара (в древнерусском просторечии — Арапша) наголову разбило объединенную московско-суздальскую рать. По одной-единственной, прозаической причине. Русские уже тогда выказали свой национальный характер, и накануне битвы перепились до состояния полного падения риз. Вот что об этом повествуют беспристрастные исторические источники:
И собралось великое войско, и пошли они за реку за Пьяну. И пришла к ним весть о том, что царевич Арапша на Волчьей Воде. Они же повели себя беспечно, не помышляя об опасности: одни — доспехи свои на телеги сложили, а другие — держали их во вьюках, у иных сулицы оставались не насаженными на древко, а щиты и копья не приготовлены к бою были. А ездили все, расстегнув застежки и одежды с плеч спустив, разопрев от жары, ибо стояло знойное время. А если находили по зажитьям мед или пиво, то пили без меры, и напивались допьяна, и ездили пьяными. Поистине — за Пьяною пьяные!..
А князья ничего не знали, и ... поганые, быстро разделившись на пять полков, стремительно и неожиданно ударили в тыл нашим и стали безжалостно рубить, колоть и сечь. Наши же не успели приготовиться к бою и, не в силах ничего сделать, побежали к реке к Пьяне, а татары преследовали их и избивали.
Вот так вот. Набухались — и, в пьяном угаре — в бой. Правда, до чудного изобретения монахом Исидором хлебного вина
(сиречь, водки) было еще весьма далеко, посему ограничились медами да пивом, но и этого хватило с избытком. И что интересно — случилось-то все это на берегах реки под названием Пьяна! И совпадение это в итоге получилось вовсе не случайным, а вполне таки закономерным.